Ранголи
По праздникам женщины украшают пол у порога дома красочными рисунками – ранголи.
Считается, что если дом красиво украшен, его обязательно посетит Лакшми – богиня счастья, а вот тот дом,чьи хозяева поскупились на украшения, она обойдет стороной. Этот народный вид искусства распространен практически во всех частях Индии, но носит различные названия: его называют «Ранголи» на северо-западе страны, «Арипона» или «Альпона» - на востоке, «Колам» на юге. |
Узор может быть геометрическим и состоять из кругов, треугольников и прямоугольников, может включать в себя изображения цветов (особенно популярен лотос), мирового древа (кальпа-врикша), |
птиц, божеств (самый популярный из богов индийского пантеона, которых изображают на рисунках ранголи – сын Шивы и Парвати Ганеша, бог с головой слона. Он является покровителем наук и искусств, с поклоненияГанеше принято начинать любое доброе дело). |
Чаще всего ранголи делают на праздник Дивали (Дипавали), в день, когда по всей стране зажигаются миллионы свечей и лампад в память о возвращении царя Рамы с острова Шри-Ланка после победы, одержанной над демоном Раваной. Поэтому горящий светильник – также немаловажный элемент узора. Отличаются не только узоры, но и техника исполнения и материалы, которые используют для ранголи. Самыми распространенными являются следующие способы: |
1. На поверхность наносится несколько точек, которые потом соединяются или обводятся линиями: При выборе такой техники очень важно, чтобы рука двигалась «без отрыва»: в этом проявляется мастерство создателя рисунка. Для нанесения такого узора индийцы обычно используют мел или рисовую муку. |
2. Для ранголи второго типа используется цветной порошок. Предварительно нанесенный контур заполняется порошком разных цветов, изготовляемым из натуральных красителей. Перед праздниками такие порошки можно купить на любом базаре. |
Нужный оттенок можно получить, смешав имеющиеся порошки или добавив к ним муку. Если ранголи создается перед входом в храм, для него используются только те вещества, которые считаются «чистыми»: рис, куркума, гулал. Порошок берут руками и, растирая между большим и указательным пальцами, аккуратно тонким слоем наносят между линиями. Можно заполнить рисунок и подкрашенными зернами риса, а потом – украсить лепестками цветов. |
3. Существует и так называемая «влажная» техника нанесения ранголи, когда порошок (обычно белый и красный) разбавляется водой, и полученная смесь втирается в глиняный или земляной пол. Такие рисунки более долговечны, но для их выполнения требуется большое мастерство. В современной Индии техникой ранголи создаются целые живописные полотна, проводятся всеиндийские конкурсы ранголи. Порой сложно представить, что такие рисунки выполнены сухим порошком. |
Мастера ранголи не устают экспериментировать. Недавно был предложен еще один легкий способ создания красивого и тонкого узора. На поверхность наносится равномерный слой древесных опилок, сверху кладут трафарет с вырезанным узором, а потом через сито высыпают муку. Такие ранголи получаются особенно аккуратными. |
Традиционные рисунки Индии - РАНГОЛИ (рисунок - молитва)
|
К сожалению, обычно рисунки ранголи долго не живут. К обычным ранголи в Индии относятся без особой трепетности. Через пару дней рисунок сдувает ветром или его просто сметают. В чем же секрет популярности этой техники? Индийцы говорят, что для них важен не столько сам узор, сколько процесс его создания. Ранголи называют «рисунком-молитвой»: создавая его, человек обращается к богу со своими просьбами и благодарностью. Именно поэтому, даже сейчас, когда для искусства нет запретных тем, среди рисунков ранголи мы не найдем неприятных сцен или насилия: разве могут они обрадовать капризную богиню удачи или заглянувших в дом гостей? |
http://www.liveinternet.ru/users/sahajshakti/post125156123/
Комментариев нет:
Отправить комментарий